Правительством РФ предложены критерии отнесения технологий, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы, а также перечень областей их применения
Правительством РФ подготовлен проект постановления «Об утверждении перечня областей применения и критериев отнесения технологий (технологические процессы, оборудование, технические способы, методы), использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, к технологиям, проекты технической документации на которые являются объектом государственной экологической экспертизы».
Вышеуказанный проект разработан в целях реализации Федерального закона от 25.12.2023 № 673-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«Об экологической экспертизе», отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу пункта 4 части 4 статьи 2 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Установлено что области его применения будут включать в себя в том числе: технологии сжигания топлива в целях производства электрической и (или) тепловой энергии; технологии, включающие в себя добычу и обогащение горнохимического сырья; технологии деревообработки, включающие в себя химико-механическую обработку и переработку древесины; технологии производства пищевых продуктов и другие.
Внесены изменения в содержание ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию
Приказом Минприроды России от 03.05.2024 № 262 внесены изменения в содержание ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов, утвержденные приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.12.2018 № 684.
Установлено, что к ходатайству о переводе земель лесного фонда в другую категорию в случаях, предусмотренных федеральными законами, прилагаются в том числе документы, удостоверяющие соответствие (несоответствие) государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ и услуг, а также проектов нормативных актов, эксплуатационной документации, связанной с использованием земельного участка для испрашиваемых целей.
Также определено, что заключение государственной экологической экспертизы объектов федерального и регионального уровней может быть представлено заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти, уполномоченный на рассмотрение ходатайства о переводе земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, по собственной инициативе.
Росприроднадзором даны разъяснения по вопросу досрочного учета загрязняющих веществ
Информационным письмом Росприроднадзора от 13.05.2024 № ВЧ-09- 03-34/16529 даны разъяснения по вопросу осуществления досрочного учета загрязняющих веществ в связи со вступлением в силу перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 № 2909-р (далее – Перечень). Сообщается, в частности, что в раздел I «Для атмосферного воздуха» Перечня, добавлено 38 новых загрязняющих веществ, 11 из которых подлежат государственному регулированию с 01.01.2024, остальные 27 веществ - с
01.01.2025.
Для выбросов 11 загрязняющих веществ (при наличии таких выбросов на источниках объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект НВОС), с учетом категории объекта НВОС с 01.01.2024 необходимо произвести расчеты нормативов допустимых выбросов в атмосферный воздух (далее - расчеты НДВ) или технологических нормативов. Внесение изменений в расчеты НДВ для объектов НВОС II и III категорий, а также в перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, подаваемый в настоящий момент на согласование в органы исполнительной власти субъектов РФ, требуется при наличии в выбросах загрязняющих веществ, включенных в Распоряжение, отдельные пункты которого вступили в силу с 01.01.2024.
В отношении остальных загрязняющих веществ, указанных в пунктах 7, 9, 22, 29, 30, 31, 33, 62, 74, 83, 85, 98, 100, 101, 110, 124, 127, 144, 145, 155, 157,
179, 181, 182, 183, 186, 187 Перечня, пунктом 3 Распоряжения предусмотрены переходные положения. Необходимость учета в природоохранной документации 27 новых загрязняющих веществ, указанных в вышеперечисленных пунктах, наступает с 01.01.2025.
При этом, с целью снижения административной нагрузки, Росприроднадзор считает возможным учет загрязняющих веществ в природоохранной документации, разработанной в 2024 году, включая расчет НДВ, в отношении которых требования по государственному регулированию наступают с 01.01.2025.
Утверждена форма плана по организации локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории РФ
Приказом Минсельхоза России от 19.03.2024 № 153 утверждена форма плана по организации локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации и формы плана локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории Российской Федерации.
Указанный план по утвержденной форме российские организации, ИП либо организации с иностранным участием и иностранные предприниматели должны ежегодно, до 1 марта, представлять в федеральную государственную информационную систему в области семеноводства сельскохозяйственных растений.
Также документом установлена форма плана локализации производства семян сельскохозяйственных растений на территории РФ, утверждаемого Минсельхозом.
Приказ действует до 1 сентября 2029 года.
С 1 сентября 2024 года устанавливается порядок организации производственного контроля в границах рыболовных участков, указанных в договоре пользования рыболовным участком
Постановлением Правительства РФ от 18.05.2024 № 625 «Об организации деятельности лиц, выполняющих обязанности, связанные с сохранением водных биологических ресурсов в соответствии с законодательством Российской Федерации, при осуществлении производственного контроля в границах рыболовных участков», регламентирована процедура осуществления производственного контроля в указанной сфере.
Так производственный контроль осуществляется лицами, являющимися работниками пользователя, которым выдано удостоверение установленного образца, посредством выявления и фиксации невыполнения на рыболовных участках обязательных требований, установленных законодательством, включая правила рыболовства и иные правила, регламентирующие добычу (вылов) водных биологических ресурсов, а также ограничения рыболовства.
При осуществлении производственного контроля производственные инспекторы вправе в числе прочего фиксировать невыполнение на рыболовных участках обязательных требований, установленных законодательством, включая несоблюдение правил рыболовства гражданами, юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, составлять акты о наличии признаков административного правонарушения, фиксировать (в том числе с помощью фото- и видеосъемки) правонарушения, связанные с нарушением законодательства. Акты и материалы, содержащие
данные, указывающие на наличие признаков административного правонарушения, направляются в территориальный орган Росрыболовства.
Кроме того, документом также определены правила выдачи удостоверения лица, выполняющего обязанности производственного контроля в границах рыболовного участка, приводится образец удостоверения, а также форма акта о наличии признаков административного правонарушения или преступления, связанных с нарушением законодательства в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
С 1 сентября 2024 года уточняются акты Правительства по вопросам обеспечения безопасности гидротехнических сооружений
Постановлением Правительства РФ от 03.05.2024 № 566
«О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» с 01.09.2024 вносятся изменения в нормативные правовые акты в сфере безопасности гидротехнических сооружений (далее – ГТС).
Так, в соответствии с внесенными изменениями утратят силу постановления Правительства от 03.10.2020 № 1596 «Об утверждении Правил определения величины финансового обеспечения гражданской ответственности за вред, причиненный в результате аварии гидротехнического сооружения» и от 05.10.2020 № 1607 «Об утверждении критериев классификации гидротехнических сооружений».
Также в положении о декларировании безопасности ГТС появятся сроки действия деклараций для ГТС I - III классов исходя из уровня их безопасности: при нормальном уровне - 5 лет; пониженном - 4 года; неудовлетворительном - 3 года; опасном - 1 год.
Кроме того Изменения затронут и правила проведения госэкспертизы декларации безопасности ГТС. Если заявитель представит декларацию на госэкспертизу через Госуслуги, то срок подготовки заключений составит:
- для ГТС I класса - 25 рабочих дней;
- II класса - 20 рабочих дней;
- III и IV классов - 10 рабочих дней.
С 1 сентября 2024 года вступают в силу правила использования лесов для осуществления изыскательской деятельности
Приказом Минприроды России от 25.04.2024 № 241 утверждены Правила использования лесов для осуществления изыскательской деятельности (далее – Правила), вступающие в силу с 01.09.2024.
Согласно принятому нормативному правовом акту для использования лесов в целях осуществления изыскательской деятельности необходима подача заявления в уполномоченный орган, в котором указываются сведения о заявителе, местоположение и площадь земель, необходимых для осуществления изыскательской деятельности.
Заявление рассматривается в течение пятнадцати рабочих дней со дня его поступления в уполномоченный орган. По итогам рассмотрения принимается решение о выдаче разрешения или об отказе в выдаче разрешения.
Также в числе прочего Правилами устанавливаются обязанности заявителей, использующих леса для осуществления изыскательской деятельности с предоставлением или без предоставления лесного участка, с установлением или без установления сервитута, публичного сервитута.
Срок действия Правил установлено до 1 сентября 2030 года.
Установлен порядок формирования и ведения Государственного реестра сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, допущенных к использованию, а также предоставления сведений из него
Постановлением Правительства РФ от 03.05.2024 № 572 утверждены правила формирования и ведения Государственного реестра сортов и гибридов сельскохозяйственных растений, допущенных к использованию, а также предоставления сведений из него.
Установлено, что вышеуказанной постановление вступает в силу с 1 сентября 2024 года и будет действовать до 1 сентября 2030 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки.
Ведение Государственного реестра будет осуществляться в электронной форме в Федеральной государственной информационной системе в области семеноводства сельскохозяйственных растений.
В Государственный реестр будет подлежать включению: сорта и гибриды сельскохозяйственных растений, включенные в перечень родов и видов сельскохозяйственных растений, производство и выращивание которых направлено на обеспечение продовольственной безопасности РФ; сорта и гибриды сельскохозяйственных растений, являющиеся научной и (или) научно-технической продукцией, произведенной в рамках реализации федеральных научно-технических программ, и включенные в перечень родов и видов.
При этом сорта и гибриды сельскохозяйственных растений, являющиеся научной и (или) научно-технической продукцией, произведенной в рамках реализации федеральных научно-технических программ, и не включенные в перечень родов и видов, включаются в Государственный реестр на добровольной основе.
Минсельхозом РФ утверждена форма отчета о финансово- экономическом состоянии товаропроизводителей агропромышленного комплекса, получателей средств за 2024 год
Приказ Минсельхоза России от 06.03.2024 № 121 утверждена форма отчета о финансово-экономическом состоянии товаропроизводителей
агропромышленного комплекса, получателей средств за 2024 год и сроков его представления.
Кроме того, вышеуказанным приказом также регламентированы сроки представления отчета исполнительными органами субъекта РФ, в соответствии с которыми отчет о финансово-экономическом состоянии направляется в Министерство сельского хозяйства Российской Федерации в следующие сроки:
- по юридическим лицам - ежеквартально;
- по сельскохозяйственным потребительским кооперативам и сельскохозяйственным кредитным потребительским кооперативам - за первое полугодие 2024 года, за 2024 год;
- по крестьянским (фермерским) хозяйствам, индивидуальным предпринимателям и гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство и применяющим специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» в соответствии с Федеральным законом от 27.11.2018 № 422-ФЗ «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима
«Налог на профессиональный доход», - за I - III кварталы 2024 года, за 2024
год.
Правительством РФ продлевается действие правил подготовки и принятия решения о предоставлении поверхностного водного объекта в пользование до 1 сентября 2027 года
Постановлением Правительства РФ от 04.05.2024 № 579 до 01.09.2027 продлено действие Правил подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование, утвержденных постановление Правительства РФ от 19.01.2022 № 18.
Вышеуказанным постановлением также уточнен перечень документов, прилагаемых к заявлению о предоставлении водного объекта в пользование, в том числе, для осуществления прудовой аквакультуры (рыбоводства), уточнены основания для приостановления рассмотрения вопроса о предоставлении водного объекта в пользование, а также основания для направления мотивированного отказа в его предоставлении.
Указанные изменнеия вступают в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу со дня его официального опубликования.
Правительством РФ скорректирован перечень водохранилищ, в отношении которых разработка правил их использования осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование).
Распоряжением Правительства РФ от 03.05.2024 № 1095-р внесены изменения в перечень водохранилищ, в отношении которых разработка правил их использования осуществляется для каждого водохранилища (нескольких водохранилищ, каскада водохранилищ или водохозяйственной системы в случае, если режимы их использования исключают раздельное функционирование), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 14.02.2009 № 197-р.
В результате изменений уточнены отдельные позиции перечня, установленного в соответствии с частью 3 статьи 45 Водного кодекса РФ.
Кроме того, из перечня исключены Досчатинское, Нижне-Зырянское водохранилища.
Минприроды России разъяснен порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также использования методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Соответствующие разъяснения содержатся в информационном письме Минприроды России от 18.04.2024 № 12-53/16590 «О направлении разъяснений».
Государственным органом в частности, отмечается, что указание в проекте нормативов допустимых выбросов или в отчете по инвентаризации выбросов наименований веществ не в полном соответствии с наименованиями загрязняющих веществ перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 20.10.2023 N 2909-р, не может являться основанием для отказа в предоставлении государственных услуг, в том числе по установлению нормативов допустимых выбросов, временно разрешенных выбросов, также выдаче разрешений на выбросы и по выдаче комплексного экологического разрешения.
С 1 сентября 2024 года вступают в силу новые правила ввоза отходов на территорию РФ в целях их экологически безопасного использования и вывоза отходов с ее территории, а также транзита отходов по территории РФ
Постановлением Правительства РФ от 27.04.2024 № 550 утверждены Правил трансграничного перемещения отходов, которые заменят ныне действующие правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.07.2003 № 442 «О трансграничном перемещении отходов».
Новые правила устанавливают порядок получения разрешительных документов, а также ограничения на ввоз, перемещение и вывоз отдельных видов отходов с учетом норм законодательства РФ, ЕАЭС и ЕЭС.
Так, с 01.09.2024 разрешение на трансграничное перемещение отходов заменено заключением (разрешительным документом), который направляют через Госуслуги или на электронную почту в течение 14 рабочих дней с даты получения заявления.
Для ввоза в Россию или транзита через нее опасных отходов в целях утилизации из стран, не состоящих в ЕАЭС, потребуется заключение Росприроднадзора и лицензия Минпромторга. То же касается и вывоза из РФ в эти страны указанных отходов и тех, которые запрещены к ввозу.
В обновленных правилах появились меры, которые помогут предотвратить незаконный оборот отходов. Обладатели заключений на трансграничное перемещение (в т.ч. лица, отвечающие за удаление ввезенных в РФ отходов) будут направлять в Росприроднадзор отчеты о выполнении условий разрешительного документа.
Даны разъяснения по вопросу применения методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Минприроды России в информационном письме от 02.04.2024 № 12- 47/13523 даны разъяснения законодательства при использовании методики расчета выбросов
Так, сообщается, что определение показателей выбросов загрязняющих веществ осуществляется в соответствии с Порядком проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки, утвержденным приказом Минприроды России от 19.11.2021
№ 871 (далее - Порядок).
Согласно пункту 29 Порядка для определения показателей выбросов от стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха расчетным методом используются методики, включенные в перечень методик, который формируется и ведется Минприроды России.
В случае отсутствия необходимой методики расчета в перечне методик такая методика разрабатывается хозяйствующими субъектами самостоятельно или с привлечением специализированных организаций в соответствии с Правилами разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 16.05.2016 № 422, и направляется в Минприроды России с приложением соответствующей заявки и материалов.
В Российской Федерации с 1 сентября 2024 года устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных участников аукционов в сфере рыболовства
Постановлением Правительства РФ от 09.04.2024 № 439 утверждены правила ведения реестра недобросовестных участников аукционов по продаже права на заключение договоров о закреплении доли квоты добычи (вылова) водных биологических ресурсов, договоров о закреплении и предоставлении доли квоты добычи (вылова) крабов, предоставленной в инвестиционных целях в области рыболовства, для осуществления промышленного рыболовства и (или) прибрежного рыболовства, договоров пользования водными биологическими ресурсами, договоров пользования рыболовным участком.
Вышеуказанный реестр является государственным информационным ресурсом и представляет собой систематизированный перечень сведений об участниках аукционов, ставших победителями аукционов и уклонившихся от заключения договоров, о лицах, с которыми указанные договоры заключаются в случае признания аукциона несостоявшимся и которые уклонились от заключения указанных договоров, а также в случае проведения аукциона на право заключения договора пользования рыболовным участком для осуществления в соответствии со статьей 29.1 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (далее - Федеральный закон) добычи (вылова) анадромных видов рыб об участниках аукциона или о лицах, с которыми указанные договоры заключаются в случае признания аукциона несостоявшимся и которые уклонились от заключения соглашения об участии в социально-экономическом развитии субъекта Российской Федерации.
Сведения, содержащиеся в реестре, будут являться доступными для ознакомления на официальном сайте без взимания платы.
Ведение реестра осуществляется Федеральным агентством по рыболовству в электронном виде с использованием официального сайта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет» для размещения информации о проведении торгов по адресу
Верховным судом признана не действующей форма приложения к порядку ведения, структуре, составу и формам государственного охотхозяйственного реестра
Решением Верховного Суда РФ от 13.03.2024 № АКПИ23-1025 по результатам рассмотрения административного дела по административному исковому заявлению Нолинской районной организации общественной организации "Кировское областное общество охотников и рыболовов" признана не действующей форма 2.1 (ОУ) приложения к порядку ведения, структуре, составу и формам государственного охотхозяйственного реестра, установленным приказом Минприроды России от 28.07.2021 № 519
Согласно резолютивной части решения Верховного Суда указанная форма признана не действующей со дня принятия в той части, в которой данная форма не предусматривает содержания в ней документированной информации о местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий.
Судом отмечено, что пунктом 2 части 2 статьи 37 Федерального закона от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что в государственном охотхозяйственном реестре содержится документированная информация о видах, местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий.
В свою очередь оспариваемая форма 2.1 (ОУ) предусматривает указание только наименования и общей площади муниципального образования (района, округа), общей площади охотничьих угодий, площади общедоступных и закрепленных охотничьих угодий, площади особо охраняемых природных территорий, а также площади иных территорий, являющихся средой обитания охотничьих ресурсов, и, несмотря на ее наименование, не содержит разделов для внесения документированной информации о местоположении, границах, принадлежности и состоянии охотничьих угодий.
Каким образом осуществляется ликвидация особо охраняемых природных территорий
Положениями Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее – Закон № 33-ФЗ) не урегулированы на комплексной основе вопросы изменения статуса, упразднения, ликвидации особо охраняемых природных территорий (далее – ООПТ).
При этом согласно пунктам 3, 4 статьи 58 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» государственные природные заповедники, государственные природные заказники, памятники природы, национальные парки, дендрологические парки, природные парки, ботанические сады и иные особо охраняемые территории, природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, образуют природнозаповедный фонд.
Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с пунктом 6 статьи 2 Закона № 33-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации согласовывают решения о создании ООПТ регионального значения, об изменении режима их особой охраны с Минприроды России.
Согласно позиции Минприроды России, изменение границ ООПТ также является изменением режима охраны ООПТ.
Законом № 33-ФЗ, Порядком ведения государственного кадастра ООПТ, утвержденным приказом Минприроды России от 19.03.2012 № 69, а также Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Правилами предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с частями 1, 3 - 13.3, 15,
15(1), 15.2 статьи 32 Федерального закона «О государственной регистрации
недвижимости», в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 № 1532, вопросы ликвидации ООПТ не урегулированы, исключение из ЕГРН сведений об ООПТ в случае принятия органами государственной власти субъектов Российской Федерации решений о ликвидации ООПТ не предусмотрено.
Учитывая изложенное, в настоящее время исключение каких-либо сведений об особо охраняемых природных территориях из Единого государственного реестра недвижимости возможно только на основании вступившего в силу решения суда, содержащего соответствующие указания органу регистрации прав.
Административная ответственность за нарушение законодательства о побочных продуктах животноводства
C 03.05.2024 вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, внесенные Федеральным законом от 22.04.2024 № 86-ФЗ.
Кодекс дополнен статьей 10.8.1, устанавливающей административную ответственность должностных лиц, предпринимателей и юридических лиц за несоблюдение требований к обращению побочных продуктов животноводства при их хранении, обработке, переработке, транспортировке, реализации.
За данное правонарушение часть 1 указанной статьи предусматривает штраф:
- на должностных лиц – от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 50 тысяч до 60 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
на юридических лиц – от 250 тысяч до 350 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Предусмотрено (ч. ч. 2, 3 ст. 10.8.1 КоАП РФ), что административная ответственность может быть увеличена в случае повторного совершения указанного правонарушения либо в случае действия (бездействия), повлекшего причинение вреда здоровью людей или окружающей среде либо возникновение эпидемии или эпизоотии, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния.
Размер максимальных штрафов составит: для должностных лиц – от 50 до 60 тысяч рублей, индивидуальных предпринимателей – от 80 до 90 тысяч рублей, юридических лиц – от 500 до 600 тысяч рублей.
Подписан закон о запрете создания новых скотомогильников
12.12.2023 подписан Федеральный закон № 582-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который направлен на совершенствование регулирования отношений в области обращения с биологическими отходами.
Согласно Федеральному закону биологическими отходами признаются останки животных и другие объекты животного происхождения, являющиеся результатом ветеринарной деятельности, ветеринарные конфискаты, отходы, получаемые при переработке пищевого и непищевого сырья животного происхождения.
Предусматривается подразделение биологических отходов на две категории: умеренно опасные биологические отходы и особо опасные биологические отходы.
Федеральным законом устанавливаются особенности сбора, хранения, перемещения, утилизации и уничтожения биологических отходов. В частности, допускается уничтожение биологических отходов только с использованием объектов уничтожения биологических отходов, в том числе скотомогильников.
Кроме того, запрещается создание новых скотомогильников и предусматривается ликвидация существующих скотомогильников в течение 25 лет со дня завершения их эксплуатации (за исключением скотомогильников, содержащих биологические отходы, заражённые возбудителем сибирской язвы). Федеральным законом регулируются вопросы, касающиеся учёта организаций и граждан, осуществляющих обращение с биологическими отходами, а также объектов уничтожения биологических отходов. Устанавливается, что данный учёт осуществляется Минсельхозом РФ посредством включения соответствующей информации в Федеральную
государственную информационную систему в области ветеринарии.
Определяются особенности содержания и (или) эксплуатации объектов биологических отходов и ликвидации скотомогильников.
В Водный кодекс Российской Федерации и другие законодательные акты Российской Федерации вносятся изменения, направленные на их приведение в соответствие с новым правовым регулированием отношений в области обращения с биологическими отходами.
Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2025 года, за исключением положения о запрете строительства новых скотомогильников, оно начнет действовать с 1 сентября 2024 года. Эксплуатация ранее созданных скотомогильников в целях уничтожения умеренно опасных биологических отходов допускается до 1 января 2030 года.
Определены особенности применения в 2024 году ставок платы за негативное